Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Просил у Сталина расстрелять побольше беларусов, а теперь в его честь есть улица в Минске. Рассказываем историю этого человека
  2. «Отомстить за этого самого Васю». Пропагандист признал, что вторгшиеся в Украину россияне убивают и пытают людей, и разгневал Бондареву
  3. Новшества по ЕРИП и пенсиям, судьба тарифов ЖКУ и дешевая мобильная связь. Подборка важных изменений, которые еще ожидают нас в 2025-м
  4. Интерпол по запросу Польши выдал красное уведомление на розыск двух беларусов по делу о рейсе Ryanair
  5. Жара в Европе унесет миллионы жизней за несколько десятков лет, названы самые опасные города — исследование
  6. Россия проводит кампанию саботажа и дестабилизации против европейских стран, входящих в НАТО. В ISW рассказали, с какой целью
  7. Через несколько месяцев появится существенное изменение по пенсиям. Надо совершить одно важное действие, чтобы не остаться без этих денег
  8. «У нас было два часа на сборы». Поговорили с завучем беларусской школы, которой пришлось бежать из страны после доноса Бондаревой
  9. В Вашингтоне пассажирский самолет столкнулся с военным вертолетом, оба упали в реку. Есть погибшие
  10. Политэмигрантка поехала в отпуск в Венесуэлу — и была задержана полицией. Рассказываем, что было дальше и какой беларуска увидела страну


/

«Мы освятили весь аквапарк. Бассейн, бани, купель и даже джакузи», — говорит клирик столичного Свято-Духова кафедрального собора Давид в одном из своих видео в TikTok. Он показал, как освящает спортивно-оздоровительный центр «Фристайл», и объяснил, что это «обращение к Богу, просьба о его присутствии в этом месте — пусть в аквапарке все будет хорошо». Священник читал молитвы, поднимался с кадилом и святой водой на самые высокие вышки и трамплины, заходил в сауны и прочие помещения. У многих пользователей это действо вызвало недоумение. Зачем освящать такие объекты, что это за обряд в принципе и бывает ли вообще вода святой из церкви? Это для «Зеркала» прокомментировал бывший минский священник Александр Кухта, который сейчас служит в Вильнюсе, в православном приходе при Константинопольском патриархате.

Клирик Свято-духова кафедрального собора Давид освящает минский центр "Фристайл", январь 2025 года. Скриншот видео tiktok.com/@yaveru
Клирик Свято-Духова кафедрального собора Давид освящает минский центр «Фристайл», январь 2025 года. Скриншот видео tiktok.com/@yaveru

«Церковь не то чтобы сильно борется с подобным язычеством»

— Ваш коллега в Минске освятил аквапарк. Для невоцерковленных людей со стороны это, наверное, выглядит странно: священник приходит с водой, кадилом в бассейны, на водные аттракционы. Что вы можете об этом сказать?

— Если бы позвали меня, я бы не пошел. Потому что не вижу смысла и не понимаю, как это должно работать. Давайте будем честными: беларусы — нация, в которой очень много атеистов и формально религиозных людей, и они не готовы пускать религию в общественную жизнь. Поэтому махать перед людьми красной тряпкой, освящая аквапарки, — это не лучшая идея для начала диалога. Тем более что есть другие, более насущные темы. Главная из них — это война и репрессии.

За блогом отца Давида я слежу довольно давно. И стоит отдать должное, он молодец (хотя у меня есть вопросы к некоторым его идеям и интервью пропагандистам). Вот только часто не к месту. Он как будто не про реальных людей, а про жизнь на Марсе рассказывает. И история с аквапарком из той же оперы: когда вокруг насилие, а священники, отвернувшись, рассказывают про абстрактные цветочки, это выглядит как издевка и подыгрывание пропаганде. Будто ничего не происходит, и можно перевернуть страницу. Такой подход не работает и только раздражает. Потому что церковь не может быть абстрактной. Церковь — это про живых людей и их боль. Иначе она теряет самое главное: доверие и уважение тех, ради кого она существует.

Но даже если бы в Беларуси все было прекрасно, я бы на месте отца Давида все равно вряд ли пошел освящать аквапарк. Потому что я не очень понимаю, зачем это нужно.

— Что это вообще за обряд? Условно, все понятно с Пасхой и церковью, а зачем освящаются объекты, помещения, вещи?

— Никакой магии в этом нет. Вода своих свойств не меняет, она остается водой. Другие вещи, например квартира, не получают дополнительную страховку от пожара и воров, а машина — бонус к комфорту и безопасности ее пассажиров.

Все проще: мы, люди, так работаем. Нам важно придумывать обряды, чтобы чувствовать себя частью чего-то большего. Например, можно 1 сентября просто отдавать ребенка в школу. Но мы зачем-то устраиваем линейку и, если можно так сказать, проводим обряд инициации детей в первоклассников.

Так вот, освящение воды — один из древних церковных обрядов, когда мы берем вещество, которое составляет основу нашей жизни, и как бы говорим сами себе: «Господь везде и во всем. Он нужен нам как вода. Давайте помнить об этом». И все. Никакой магии.

Однако в реальности, к сожалению, люди в основном этого не понимают. И очень часто относятся к святой воде как к волшебному артефакту, который должен лечить болезни, помогать в любви, смывать грехи и приносить удачу. И, будем честными, церковь не то чтобы сильно борется с подобным язычеством. А некоторые священники даже, наоборот, потворствуют ему. Поэтому я был бы вдвойне аккуратным с освящением разного рода аквапарков, потому что случайно вместо серьезного разговора о Боге можно устроить сеанс бытовой магии и потерять доверие тех людей, кто всерьез ищет ответы на важные вопросы.

— Аквапарк — один пример, но этого ведь много: освящают военную технику, призывников в армии на присяге, машины МЧС. Приходят священнослужители, которые серьезно относятся к ритуалу. Зачем тогда они это делают?

— Почти любое государство (Беларусь при Лукашенко особенно) видит в религии не что-то самостоятельное, а удобный инструмент для работы с населением и подпорку для своей легитимности. Поэтому и приглашают священников на культурно-массовые мероприятия. В том числе освящать силовиков и военную технику. В России сегодня дошло до того, что освящают не просто абстрактных военных и абстрактные танки, а реальное боевое оружие, которое завтра едет на фронт убивать украинцев. И я очень надеюсь, что в нашей стране до такого не дойдет.

Но даже если говорить про абстрактное оружие, все равно проблема: простыми словами, каждый раз, когда священник освящает автомат, ракету или бомбу, он как бы говорит: «Господи, вот эту штуку мы будем использовать во славу твоего имени». Но как такое возможно, если Евангелие учит нас ненасилию и любви к врагам, а оружие приносит смерть? Я не представляю!

Поэтому лично для себя когда-то я принял решение по возможности избегать культурно-массовых мероприятий, где меня просят постоять священником для фото. И точно отказываться от любых форм ритуального взаимодействия с силовыми структурами.

А если уж придется, то только с такой молитвой: «Господи, пусть этот предмет никогда и никому не причинит никакого вреда. Аминь».

— В 2022 году митрополит Вениамин, например, пришел освящать комнаты ИВС в ГУВД Мингорисполкома.

— Да, я помню эту историю. Было странно. Потому что получилась отличная пиар-акция режима Лукашенко, когда силовики как бы сказали: «Смотрите, к нам пришел митрополит Вениамин. Мы легитимны! С нами Бог! Все, что мы делаем, благословлено церковью и освящено небесами. Подчиняйтесь нам!»

Возможно, митрополит хотел сказать что-то иное, но получилось именно так. И знаете, у меня не было бы вопросов, если бы церковь ответила своим месседжем: «Да, митрополит пришел фоткаться. Да, целоваться с силовиками и улыбаться им в камеру. Но все это ради одной цели — чтобы реальная жизнь людей в тюрьме (в том числе и политзаключенных) стала лучше».

Вот тогда ноль вопросов. И даже наоборот — максимальная поддержка. Но, к сожалению, в последние годы официальная церковь в Беларуси все больше напоминает обезьянок, которые закрывают рот, глаза и уши: не вижу насилия, не слышу мольбы о помощи, ничего не скажу в защиту тех, кому она нужна.

От этого тандема 100% выигрывает государство. Но вот ради чего священники идут на такую сделку, мне непонятно. Потому что, когда религия становится инструментом в руках государства, она начинает ассоциироваться с властью, а не с Богом — и церковь остается ни с чем.

«Если не будет кулича, Христос не обидится»

— А как же Пасха и куличи? Другая еда, которую в праздники верующие освящают в церкви?

— Если у вас не будет на столе кулича и вы не сможете разбивать яйца — Христос не обидится, Пасха все равно останется Пасхой, потому что ее смысл не в еде. Это как с Новым годом. Если вы останетесь без елки и мандаринов, Новый год все равно наступит. Но, возможно, будет не так весело.

Я просто хочу сказать, что куличи, мед, яблоки, вербочки и все другое, что люди приносят в церковь для освящения, — это важно. Потому что это традиция. Плохо становится, когда мы забываем про содержание.

А есть еще одна проблема: по правилам праздничная еда должна освящаться в Пасхальное воскресенье, после службы. Потому что сначала мы радуемся воскресению Христа в храме, а потом несем эту радость в свои дома и делимся ею с близкими.

Но в реальной жизни получается иначе. Мы приходим в субботу, чтобы освятить еду заранее. И Великая суббота, день, когда Бог умер, вместо того, чтобы стать временем размышлений и ожидания, превращается в водный карнавал. То есть мы, священники, своими же руками часто не даем людям возможности задуматься о смыслах.

— А кажется, наоборот, что это привлекает людей в церковь хотя бы раз в году.

— А для чего? Да, у нас есть несколько дней в году, когда в церковь приходит множество народа: за водой, за вербочками и освятить кулич. Но христианство — это не вербочка. Это образ жизни.

Быть христианином — это почти то же самое, что быть панком или рокером. Не в том смысле, что мыться не нужно, а в том смысле, что панк — он везде панк и никогда не изменяет себе и своим идеалам. Он и дома панк, и на работе, и в дýше, и на концерте. Так и христиане должны всегда быть христианами. А не три раза в год, чтобы заткнуть в душе пустоту и откупиться от Бога.

Мне обидно, когда мы, священники, покупаемся на идею, что можно кого-то завлечь освящением куличей. Давайте честно: это не работает. Потому что, если бы работало, мы бы видели поток людей, кто от кулича пришел к Христу. Но их нет.

Вспомните настоятельницу Гродненского монастыря игуменью Гавриилу, которая в 2021 году угощала тортами милиционеров. Где все эти милиционеры? Стали ли они христианами, пришли ли в церковь покаяться за 2020 год? (смеется) Нет, не стали, и нет, не покаялись.

@aliaksandr_kukhta

Выскажи свое непопулярное мнение и беги. Версия священника.

♬ оригинальный звук — Aliaksandr Kukhta

— Есть еще один обряд, связанный с водой, — крещенские купания. Кто-то окунается просто так, кто-то — верующий. Пресс-служба Александра Лукашенко в 2021-м показывала, как он окунается у себя после бани. Что скажете об этом?

— Ну, это такое воплощение православного атеизма в нашем обществе. И Лукашенко — самый яркий пример этого явления. Что забавно, традиция окунания с течением времени все больше деградирует. Условно, лет 15 назад все было относительно красиво: где-нибудь возле храма во льду делали прорубь в форме креста, служили молебен, все молились, а самые смелые — окунались.

Потом там появились эмчеэсовцы и милиционеры, сотрудники государственных каналов и газет. Причем про молитву никто особо не пишет. А вот девушки в купальниках на фоне зимнего леса — это красиво — срочно в номер! И, наконец, тенденция последних лет — устанавливать кофемашины и устраивать народные гуляния. Такой аналог «Дожинок», только на Крещение и с прорубью. Доходит до того, что уже церковь бьет в колокола и призывает прихожан не участвовать в этом празднике, потому что он давно уже не про Бога.

А с другой стороны, если люди массово окунаются, значит, им это нужно. Значит, возможно, у нас есть потенциальная тема для разговора.

«Не зовите меня, пожалуйста, если вы купили ручку за миллион долларов и ее нужно освятить, чтобы не украли воры»

— А что насчет крещения маленьких детей или взрослых, которые приходят в христианство?

— Когда я говорю о крещении, мне очень нравится проводить параллель со свадьбой, потому что и там и там жизнь человека должна круто измениться. В случае со свадьбой все понятно: условные Петя и Настя берут ответственность друг за друга и начинают совместную жизнь. И странно было бы, если бы молодожены после церемонии разъезжались каждый в свою квартиру и больше бы никогда не встречались. То же самое и с крещением. Это такой же поворот в жизни человека, как и свадьба.

Но есть нюанс: женятся всегда взрослые люди, которые сами принимают это важное решение, а с крещением не так. Когда креститься приходят взрослые, я очень радуюсь, с удовольствием провожу с ними время, отвечаю на вопросы, помогаю выпутаться из леса «обрядовости» и найти дорогу к Богу. Радуюсь, когда приходит ребенок лет шести-семи — еще не взрослый человек, но уже многое понимает. Мне кажется, что с детьми о крещении говорить можно, если для них самих это важно.

Но когда я еще служил под Минском, каждый год проводил около сотни крещений, и большинство — младенцы до года. Я старался что-то придумать, проводил встречи с родными родителями и крестными. Спрашивал, зачем им это нужно, — 95% ответов было «ну, чтобы дитя не болело, чтобы ничего не случилось», «чтобы было под Божьей защитой» и «вообще все так делают».

Я тыкал пальцем в Библию с вопросом «действительно ли вы верите в того Бога, о котором написано в этой книжке», пытался что-то интересное рассказывать и быть веселым аниматором, который надеется, что что-то отложится и люди потом вернутся к нашим встречам. Но люди внимательно смотрели на меня, кивали, приносили своих детей, и многих из них больше в церкви я не видел.

Есть такое магическое представление, где мы пришли, покрестились, а Бог теперь должен выполнять свою часть сделки — защищать нашего ребенка. Мне кажется, это какое-то издевательство над таинством, когда мы формально приходим к Богу, говорим ему какие-то слова и даем обещание, а на самом деле превращаем все в модное мероприятие с фоточками, за которым ничего не стоит.

Сейчас я служу в Константинопольском патриархате и в нашем беларусском приходе имею свободу отказывать в крещении, если вижу, что люди пришли с мотивацией «чтобы было больше защиты». Нужна бытовая магия — это не в церковь. Крещение не дает никакой физической защиты и никаких божественных бонусов. Точно так же, как свадьба не дает никаких бонусов к любви между супругами.

— Хорошо. Если человек верит в Бога и видит для себя смысл в освящении квартиры, машины, может быть, одежды или пишущей ручки. Есть какие-то красные линии, что освящать надо, а что нет, чтобы не дойти до абсурда?

— Для меня лично красная линия — оружие и солдаты — то есть все, что связано с темой насилия. Потому что если меня разбудить ночью и попросить описать Бога, как я его понимаю, в первую очередь я сказал бы, что наш Бог никогда не проявляет насилие к людям и не заставляет их быть теми, кем они не хотят либо не готовы быть. А инструменты вроде армии, МВД, КГБ и других репрессивных структур — это про насилие. Я тут не вижу контакта с христианством.

Все остальное — если это на пользу человеку и если это не закрывает собой подлинные смыслы, о которых мы говорили выше, то почему нет. Я сейчас фантазирую, но допустим, для какого-то человека важно освятить ручку, потому что с ее помощью он принимает судьбоносные решения. И такой человек хочет, каждый раз беря эту ручку в руки, чтобы поставить подпись на важном документе, вспоминать, что он христианин — в таком случае я спокойно приду и освящу эту ручку. Но не зовите меня, пожалуйста, если вы купили ручку за миллион долларов и ее нужно освятить, чтобы не украли воры.