Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Эксперты проанализировали заявления высших кремлевских чиновников об Украине и возможных мирных переговорах — вот их выводы
  2. Беларусы могут оказаться без шенгена, даже если его получили. Рассказываем о новой тенденции аннулирования виз
  3. Генпрокурор рассказал, кто мешает уехавшим беларусам вернуться на родину через комиссию по возвращению
  4. «Задохнулся отвалившийся от груди России вампир». Рассказываем о человеке, по вине которого Беларусь на десятилетия стала выжженной землей
  5. В соцсетях жалуются, что обменники не принимают старые доллары. В ассоциации банков рассказали, так ли это
  6. Провластные социологи рассказали, сколько беларусов готовы проголосовать за Лукашенко
  7. Эксперты назвали четыре приложения, которые нужно установить на случай, если в Беларуси заблокируют интернет. Рассказываем
  8. «Все остальные их символы — советские». В Литве ответили на претензии местных политиков из-за «Погони» на паспорте Новой Беларуси
  9. Политзаключенного Игоря Лосика показали на госТВ. На очереди еще двое человек
  10. Лукашенко раскритиковал беларусов, которые имеют по 2−3 авто на семью и не могут подвезти своих детей к школе
  11. «На новогоднюю открытку похож». Спросили у беларусов, что они думают о паспорте Новой Беларуси и собираются ли его делать
  12. Лукашенко прошелся по частникам в торговле и вспомнил Советский Союз. Экономист пояснил, чем опасны подобные эксперименты
  13. Российская армия вынуждена обходиться без танков и другой бронетехники на отдельных участках фронта — эксперты рассказали, в чем причина
Чытаць па-беларуску


/

Исследователи из пяти европейских стран проанализировали фреску Микеланджело «Всемирный потоп» из росписи Сикстинской капеллы в Риме и пришли к выводу, что одна из женщин, изображенных на ней, страдала раком груди. Отчет о работе опубликован в журнале The Breast, пишет «N+1».

Michelangelo Buonarroti. Cappella Sistina, Il diluvio universale, 1511 Frans Vandewalle / Flickr; Musei Vaticani / Public Domain
Michelangelo Buonarroti. Cappella Sistina, Il diluvio universale, 1511 Frans Vandewalle. Фото: Flickr / Musei Vaticani / Public Domain

Грудь как символ женственности и материнства встречается в художественных произведениях большинства эпох и культур. При этом на некоторых скульптурах и изображениях — от античности до ренессанса и барокко — можно увидеть признаки патологических состояний этого органа, чаще всего опухолей. В некоторых подобных случаях правдоподобность их наличия становилась предметом дискуссий, расходились и мнения о том, изображал ли их художник намеренно, и если да, то какой символический смысл в это вкладывал. Процесс анализа и интерпретации потенциальных патологических состояний в художественных произведениях называется иконодиагностикой и требует совместных усилий экспертов по биомедицине, истории медицины и истории искусства. В 2023 году вышли первые методологические рекомендации и руководство по этой дисциплине.

Андреас Нерлих из Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана с коллегами из Австрии, Великобритании, Германии, Италии и Франции воспользовались этими рекомендациями, чтобы проанализировать фрески Сикстинской капеллы, созданные Микеланджело в 1508–1512 годах по заказу папы Юлия II. На одной из них, изображающей Всемирный потоп, изображена группа людей, которые убегают от наступающей воды. Слева на переднем плане изображена практически обнаженная молодая женщина в синей косынке, свидетельствующей о ее замужнем статусе.

Левая грудь женщины имеет признаки птоза как последствия грудного вскармливания в прошлом, а также значительно выступающий сосок и гладкие очертания. На правой груди сосок втянут и деформирован, также втянута ареолярная и парареолярная кожа, на медиальной части ареолы видны эрозии, кожа непосредственно над соском неровно втянута и рубцевидно деформирована. В верхнем медиальном квадранте груди и около подмышечной впадины хорошо заметны выпуклости, напоминающие увеличенные лимфоузлы.

В эпоху Ренессанса часто происходили эпидемии и был широко распространен туберкулез, который может проникать в ткань грудной железы с кровью или лимфой. Однако нодулярная форма туберкулезного мастита, которую можно заподозрить по изображению, даже в эндемичных регионах встречается исключительно редко, что делает диагноз маловероятным. Послеродовой мастит также маловероятен, поскольку поражения груди локализованы и нет других физиологических признаков текущего грудного вскармливания. Также авторы работы последовательно исключили плазмоцитарный мастит, травму, хронические воспалительные заболевания (такие как волчанка или саркоидоз) и эндокринные расстройства, заключив, что с наибольшей вероятностью на фреске изображена карцинома груди. В пользу этого диагноза говорит и то, что в именно в Италии (в частности, в Тоскане) впервые появились и начали распространяться мутации гена BRCA1, предрасполагающие к раннему развитию рака груди.

В процессе иконодиагностики исследователи тщательно изучили изображения женской груди на других картинах и скульптурах Микеланджело, включая фреску «Страшный суд» в той же Сикстинской капелле. Приняв во внимание и то, что в юности художник ассистировал при вскрытиях, они пришли к выводу, что он был знаком с различными размерами и морфологией этого органа и использовал эти знания при создании женских персонажей. При росписи капеллы Микеланджело не пользовался живыми моделями, и на фресках нет изображений реальных людей.

Результаты анализа фрески до и после реставрации, сопоставление с другими изображениями женской груди авторства Микеланджело Andreas G. Nerlich et al. / The Breast, 2024
Результаты анализа фрески до и после реставрации, сопоставление с другими изображениями женской груди авторства Микеланджело. Фото: Andreas G. Nerlich et al. / The Breast, 2024

Все это, по мнению авторов, указывает на то, что художник отобразил патологические изменения намеренно. Поскольку для Ренессанса и, в частности, для скульптора Микеланджело характерно андрогинное изображение людей с неестественно рельефной и выраженной мускулатурой, отрицательные черты могли подчеркиваться признаками аномалии, деформации, патологических изменений или искаженными чертами лица, что вполне вероятно и в этом случае (библейский потоп был призван уничтожить грешное человечество). Возможно, художник так изобразил наказание за грех похоти; на фреске можно распознать аллегорические изображения и других смертных грехов: чревоугодия и уныния (лени) — мужчина с бочкой, гнева — дерущиеся в лодке и жадности — женщина с домашней утварью.

По итогам анализа диагнозу рака груди на фреске присвоили наивысший уровень доказательности (бесспорен или практически бесспорен), поскольку он соответствует и изображению, и символическому контексту.