С 10 января в кинотеатрах Польши можно посмотреть премьеру фильма скандально известного польского режиссера Патрика Веги «Путин». Квазибиографическая, переполненная отсылками к различным частям жизни российского лидера картина вызывает сильные чувства — чаще негативные. Однако за не всегда удачной работой отвечавшего за визуализацию главных героев искусственного интеллекта и чересчур вольной интерпретацией биографии Путина можно рассмотреть и попытки Веги осознать восхождение нового зла через духовную призму. Обозреватель «Вот Так» Иван Лысюк рассказывает об уже ставшем одним из наиболее скандальных и неоднозначных произведений польского кинематографа за последние годы.
Равнодушных не было
Патрик Вега имеет репутацию едва ли не самого противоречивого, скандального и эпатирующего публику польского режиссера. Снятые им художественные фильмы, как правило, не получают высоких оценок со стороны зрителей и кинокритиков, но часто провоцируют горячие обсуждения в соцсетях.
Почти двухчасовой фильм «Путин» — из их числа. Первый в мире художественный фильм о российском президенте, выходящий на экраны именно в тот момент, когда одна часть населения планеты со страхом и ненавистью ждет его дальнейших шагов, а другая — с надеждой видит в нем разрушителя старого и создателя нового справедливого мира.
«Путин» — первый в мире фильм, при создании которого была использована революционная технология Exis AI, позволившая не без изъянов, но создать достаточно реалистичного Путина (под виртуальной маской скрывался малоизвестный польский актер Славомир Собала, который готовился к роли два года, осваивая движения и манеру поведения Путина). Несомненно, это самый обсуждаемый фильм польского кинематографа за последние годы — причем еще до его официальной премьеры.
За несколько дней, которые фильм находится в прокате, его уже посмотрели тысячи поляков. Судя по отзывам в СМИ, у большинства зрителей он вызвал сильные негативные эмоции. На популярных сайтах, где зрители делятся своим мнением о фильмах, Вега пока что собрал стандартные для своих произведений невысокие оценки.
Например, на польском Filmweb средняя на основании почти 2 тыс. зрительских оценок — 4,6 (из 10 возможных), а средняя на основании оценок шести кинокритиков — 1,7. На глобальном сайте IMDB средняя оценка 215 пользователей — 3,0 (также из 10 возможных).
Съемки фильма обошлись почти в 15 млн долларов, что сделало его одной из самых дорогих кинокартин в истории польского кинематографа (впереди только снятый в 2001 году «Камо грядеши», экранизация Генрика Сенкевича c бюджетом 18 млн долларов).
«Путин» в интерпретации Веги действительно оказался фильмом, который бьет по эмоциям и заставляет вглядываться в каждую деталь — особенно для тех, кто был свидетелем становления Владимира Путина. Биография российского президента, какой представил ее польский режиссер, фрагментарна и избирательна, а некоторые ее события и вовсе стали плодом воображения Веги — особенно это относится к детству Путина.
Очевидно, что свою роль в этом сыграл и хронометраж картины (чуть менее двух часов), и ее насыщенность религиозными смыслами, которые попытался в нее вложить — насколько удачно, пусть каждый решает сам — Патрик Вега.
Путем разрушения
Телепортировав для затравки зрителей в 2026 год, в палату к измазанному калом Путину, которому рассказывают устами одного из генералов об окончательном упадке Запада на фоне процветающей России, Вега резко переносит их к истокам.
Володю, нелюбимого и ненужного ребенка, мать отправляет на поезде в Петербург к родственникам. На новом месте он вынужден учиться пить водку, зарабатывать деньги и авторитет, воруя шапки в общественных туалетах. Здесь начинается духовно-религиозная линия, которая проходит через весь фильм до его самых последних секунд.
Маленькому Путину покровительствует глава банды беспризорников с неслучайным, хоть и странным для послевоенного Ленинграда именем Самаэль (в иудаизме — ангел смерти и начальник демонов, который вечно сражается с архангелом Михаилом). Когда дети убегают от милиции, Самаэль погибает от пуль, чтобы Путин мог убежать.
Самаэль в буденновке появляется уже в следующей сцене фильма, когда 17-летний Владимир занимается дзюдо. Он все такой же ребенок, однако его никто не видит — кроме Путина. Самаэль становится его внутренним голосом, все указания которого будущий президент России безропотно выполняет. Вскоре к Самаэлю присоединяется еще один демонический персонаж — женщина по имени Легион (отсылка к Библии). Вдвоем в незримом мире они прокладывают путь Путина к власти.
Большая часть фильма — калейдоскоп из знаковых и судьбоносных событий в истории России, часто преподнесенных в гротескной форме. В компании Самаэля Путин безропотно идет путем смерти, оставляя за собой трупы и разрушения. Даже крещение в православном храме в Иерусалиме, которое будущий президент России якобы тайно совершил в 1993 году, не в состоянии остановить этого.
Сделав одной из главных сюжетных линий духовный конфликт, Вега не смог сделать его драматичным — Путин безропотно идет за демоном, без какой-либо внутренней рефлексии соглашается на становящиеся все более жуткими преступления.
Категорически не хватает понимания, как мальчик Володя с печальными и добрыми глазами в течение фильма становится кровожадным монстром. Отсутствие этого драматизма, понимания истинных причин и процесса внутренней трансформации будущего президента России — один из главных провалов фильма Веги.
Треть фильма, в которую уложился путь Путина через лихие 1990-е, — броские и небрежные зарисовки российской действительности, оставляющие послевкусие гипертрофированности. Танцы пьяного Ельцина на столе с женщиной, похожей на Валентину Матвиенко; фурор, который Путин произвел на дне рождения Анатолия Собчака, подарив ему гирлянду из рулонов туалетной бумаги; сам Путин, ходящий с собственным ободком от унитаза в туалет питерской коммуналки; милиционеры, которые над телом только что застреленного киллерами чиновника Министерства экономики произносят: «Причина смерти — пневмония».
Сдох или на небо?
Широкими и не всегда четкими мазками Вега рисует дорогу Путина к абсолютной власти в России. В его картине нашлось место и нюхающему кокаин Шамилю Басаеву с амбициями главы Имарата Кавказ, и смеющемуся Патрушеву, который вместе с Путиным ест и пьет перед телевизором, где идут репортажи с места организованных ими терактов в Москве, и Алине Кабаевой, которую в объятиях мужа застукала Людмила Путина.
Режут глаз «Чечня» и «Грозный» Патрика Веги, которые были сняты в Сирии и Иордании, басаевские «Грады», которые якобы вели огонь по дагестанским селам. Таких мелких неточностей, которые влияют на восприятие картины дотошными зрителями, много. При этом, по словам самого режиссера, съемки в России были аутентичные, их делали скрытыми камерами в районе Красной площади в Москве.
Ближе к концу фильма из диалогов Путина с Самаэлем становится ясно, что российский президент, несмотря на свои амбиции иметь 100-процентную поддержку на каждых выборах, всего лишь игрушка в демонических руках высших сил. В одном из эпизодов, разговаривая со все более немощным Путиным, демон признается, что для него «нет ничего прекраснее глобального конфликта, который совершенно непредсказуем».
После этих слов зритель видит расстрел детей в Мариуполе, Бучу, от вида которых даже второму демону — Легиону — становится не по себе.
В созданной Вегой киновселенной война продолжается и в 2026 году, хотя Путин, за несколько лет до этого по совету Самаэля потребовавший убрать из его резиденции телевизор и отключить интернет, живет в своем собственном мире, формируемом докладами специально обученных генералов.
Фильм заканчивается продолжением вступительной сцены — российский президент, уже в свежем подгузнике, убежден, что Украина пала за два дня, а теперь российская армия ведет войну против мирового сатанизма, для победы над которым можно даже нанести ядерный удар: «ведь мы попадем на небо, а они просто сдохнут».
Лишь в самом конце картины Вега поставил Путина в ситуацию духовного выбора, где он одним словом мог, как разбойник на Голгофском кресте, решить: подыхать или уходить в вечность. Получилось драматично, но достаточно предсказуемо.